Сегодня исполняется 45 лет со дня выхода Sabbath Bloody Sabbath - пятого студийного альбома Black Sabbath.
Пластинка ознаменовала переход коллектива к усложнённым аранжировкам, насыщенным синтезаторным звучанием (и даже струнными - в последнем треке), более характерным для прогрессивного рока. В создании композиции Sabbra Cadabra на правах "гостя" принимал участие клавишник Yes Рик Уэйкман.
Работа над Sabbath Bloody Sabbath началась, как вспоминали музыканты, в трудный для них период, когда пришлось разорвать отношения с прежним менеджментом, а участие в группе стало превращаться в рутину ("Гастролируем, пишем, записываемся — снова и снова" - говорил по этому поводу Оззи Осборн). На состоянии участников коллектива стал сказываться и нездоровый образ жизни, что отчасти отразилось в тематике альбома и отдельных песен ("Killing Yourself to Live").
Тони Айомми вспоминал, что после Vol.4 у него наступил творческий кризис; он уже впал в отчаяние, когда возник "…этот рифф, который спас Black Sabbath", легший в основу заглавного трека, после чего остальные композиции стали появляться одна за другой.
Для работы над материалом группа арендовала замок в Уэльсе; музыканты утверждали, что он был "с привидением" (Билл Уорд утверждал, что видел призрак, выпрыгивающий из окна; после этого он, ложась спать, всегда брал кинжал с собой в постель). Группа расположила аппаратуру в подвалах, где, как говорил Айомми, сама атмосфера способствовала появлению новых идей. Для Оззи Осборна альбом стал творческой вершиной: он говорил, что ни до, ни после, голос его не звучал так хорошо, особенно в гармонии с самим собой.
rockcult.ru/band/black-sabbath/